I. Историческая справка.
♦ 12 дистриктов.
Что вам нужно знать про Панем? Или основные факты про жизнь в одном из 12-ти его дистриктов.
1. Каждому дистрикту приписана своя специализация, и большинство его жителей занимаются именно ею. Для большей части трибутов именно специализация дистрикта и является будущей работой, выбирать им не приходится.
2. Очень малый процент жителей имеет свои собственные лавки и магазины, потому что им негде взять средства на их открытие. Дистрикты живут в условиях повышенной бедности, поэтому то небольшое количество семейных магазинов переходит по наследству из семьи в семью. Торговцы являются сравнительно состоятельным классом, дети из их семей никогда не берут тессеров, поэтому основная составляющая трибутов - дети из обычных семей.
4. Покинуть пределы своего дистрикта жители не могут. Даже мэры дистриктов, самые богатые его представители, назначаются Капитолием пожизненно.
5. Единственный выбор профессии, позволяющий путешествия - это миротворец. Миротворцев готовят во Втором дистрикте, и позже распределяют на должности, которые могут включать в себя охрану какого-либо дистрикта.
6. Во главе правил, по которым живут дистрикты, стоит Договор Об Измене, документ, напоминающий дистриктам о том, что случается с повстанцами. Ярким примером этого является судьба 13-го дистрикта - говорят, в нём до сих пор не выветрилась радиация после бомбёжки, и он представляет собой всего лишь руины.
7. В преддверии Квартальной бойни охрана в дистриктах усилена во много раз, поэтому единственным способом заработать денег для детей из несостоятельных семей являются тессеры или работа на одной из фабрик. Прогулки за ограду это исключение, созданное Сюзанной Коллинс для подтверждения правил.
8. Именно фабричные работники составляют наибольший процент жителей дистриктов, так как главная задача дистриктов - поставка товара в Капитолий.
9. Двенадцатый дистрикт - самый маленький среди всех двенадцати дистриктов, его население представляет собой 6000 человек.
10. Самый большой по населению дистрикт - Одиннадцатый. Большая часть его жителей имеет характерный для Южных дистриктов тёмный цвет кожи.
♦ 49 победителей.
Основные сведения об известных победителях Голодных игр.
1. За сорок девять Голодных игр трибутами были без малого шесть сотен детей. Из них остались в живых только сорок девять победителей.
2. Даже если к концу своих Игр победитель получил критическое число ранений, перед тем, как он вновь предстаёт публике Панема, его успевают вылечить. Но психологическая травма, вынесенная трибутами из Игр, во многом становится слишком большим испытанием. Среди победителей игр очень высока смертность. Многие из тех, кто не умирают от собственных рук, становятся алкоголиками или полностью теряют связь с реальностью.
3. Несмотря на это, двенадцать из этих победителей становятся менторами для следующих поколений трибутов, вне зависимости от состояния их здоровья.
4. Победители игр очень редко заводят детей, потому что многие подозревают, что удача не на их стороне, и их дети будут выбраны на Жатве для участия в новых Голодных играх.
5. Шансы того, что родственник победителя попадёт на Игры, крайне малы, даже несмотря на слухи о подтасовках. Если учесть, что в самом небольшом дистрикте проживает шесть тысяч человек, и у Двенадцатого дистрикта один из низших рекордов по количеству победителей на дистрикт, представьте что будет в том же Одиннадцатом, где счёт населения идёт на десятки тысяч, и на каждые несколько тысяч едва ли найдётся один победитель.
6. Из 49-ти победителей самому старшему на 2538 год будет как минимум за шестой десяток лет, особенно учитывая то, что не все из этих сорока девяти дожили до второй Квартальной бойни.
II. Юные трибуты.
♦ Отношение к Играм и Капитолию.
Телешоу на выживание и образ жизни.
1. Голодные игры - это культура. Как каждое массовое телешоу, добившееся такой популярности, какой добились Игры, оно широко разрекламировано в наиболее захватывающем и привлекательном виде. Представьте себе последний культурный феномен, который заставил людей взяться за книги, прильнуть к экранам или скупить целую партию фанатских футболок. Голодные игры - точно такой же феномен. Но только ли для Капитолия?
2. Подростки в случае Игр - это не только жертвы. Это ещё и массовая аудитория. Каждый способ, которым можно было привить этой аудитории интерес и восторг по поводу Голодных игр - каждый подобный способ был испробован Капитолием для того, чтобы заставить жителей дистриктов поверить в то, что ГИ - это что-то вроде светского события, участие в котором это высшая честь. Не говоря уже о рекламе выигрыша, который не только дарует тебе жизнь, но и делает её богатой, а победителя - суперзвездой.
3. Что это значит? Это значит, что несмотря на то, что по существу, Голодные игры - это убийство двадцати трёх невинных подростков, они уже давно стали частью повседневной жизни Панема.
4. Голодные игры вошли у детей дистриктов в повседневную жизнь, в их мысли и речь. 100% детей, участвующих в Квартальной бойне, родились тогда, когда Игры существовали в культуре Панема десятилетиями. И это вырастило одно за другим поколение детей, которые относились к Голодным играм как к неизбежности.
5. Условия жизни в Панеме не способствуют развитию у юных умов свободомыслия. Быть ребёнком из бедной семьи совсем нелегко, и вместо того, чтобы думать о восстаниях, дети думают о тессерах, о том, будет ли у них сегодня ужин, и не заберут ли их на очередной Жатве.
♦ До и после Жатвы.
Приглашение на смерть или билет в новую жизнь.
1. Вне зависимости от воспитания и места жительства, каждый ребёнок в дистриктах Панема участвует в Жатве каждый год с 12 до 18-ти лет.
2. Профи-дистрикты славятся тем, что за последние несколько лет почти все их трибуты были добровольцами. Шансы на то, что трибут из Первого, Второго или Четвёртого дистрикта не является добровольцем крайне малы, потому что почти всегда найдётся подросток, желающий занять их место на Жатве.
3. Для профи-дистриктов существует особая система волонтёрства. Одним из критериев, по которому доброволец становится трибутом, является возраст - старший побеждает. Остальные критерии варьируются.
4. Каждый год в каждой из шести возрастных категорий (от 12-ти до 18-ти) на Жатве в каждом дистрикте участвуют по нескольку десятков подростков.
5. Дети не могут не знать, на что идут, когда участвуют в Жатве. Условия Голодных игр диктуются с экранов Панема по несколько раз в год каждый год, и к двенадцати годам любой ребёнок успевает понять, почему раз в год он оказывается на центральной площади дистрикта среди сверстников.
6. Таким образом, каждый из них допускает то, что его имя назовут.
7. Но, несмотря на ежегодные церемонии Жатвы, шансы того, что у подростка будет хотя бы один знакомый, который участвовал в Играх, не столь велики. Большую часть времени названный человек будет для участников Жатвы незнакомцем, учитывая размеры дистриктов, зачастую занимающие площадь, соответствующую одному штату Северной Америки, из которой и произошёл Панем.
♦ Подготовка к Играм.
Факты и заблуждения об уровне подготовки трибута, попавшего на Голодные игры.
1. Подавляющее большинство трибутов не имели знакомства ни с каким видом оружия до первого тренировочного дня в Капитолии.
2. Более того, большинство трибутов не имеют должной физической подготовки. Здесь можно смело проводить параллели с 21-м веком - задумайтесь о том, сколькими вида оружия владеет среднестатистический подросток, и, напротив, какой энтузиазм он проявлял на уроках по физическому обучению.
3. Так или иначе, трибуты оказываются неготовыми к тому, что ждёт их на Голодных играх. В противовес тому, что каждый год они с семьёй смотрели Голодные игры по телевизору в комфорте своих домов и дистриктов, они вряд ли задавались вопросом о том, что им может предстоять то же самое. Подобный образ мышления знаком исключительно трибутам из профи-дистриктов, и именно это отличает их от остальных и склоняет чашу весов с удачей на их сторону из года в год.
4. Родители трибутов слишком заняты тем, что работают на фабриках, чтобы успевать дать своему ребёнку должную физическую подготовку. Сам факт того, что человек позволил себе иметь ребёнка в таком мире, подразумевает то, что когда-то он сам был в том возрасте, чтобы быть трибутом, и не был выбран, и не прошёл это испытание, не вынес из этого опыта жизненных уроков.
5. Обучение боевым искусствам отцами это миф, который должен быть забыт как страшный сон. Отцы заняты тем, что не дают семьям умереть с голоду, а не тем, чтобы обучить своё чадо обращаться с клинком. Откуда у этих отцов изначальное умение обращаться с оружием, если всю свою жизнь они скорее всего проработали на фабрике?
6. Самый большой шанс трибута на спасение - это шанс на случайность. Вспомните, в каких условиях живут дистрикты. Удача заведомо не на их стороне.
7. Случайности имеют обыкновения случаться, но факт остаётся фактом - в Третьем дистрикте, занимающимся электроникой, вырастают худоплечие юноши и тоненькие девушки, которые знают, что такое компьютер, но в жизни не видели топора. У дистриктов нет нужды в вооружении, поэтому его там попросту нет. В пятом дистрикте парни будут знать, как обращаться с электровышкой, но не смогут удержать в руках колчан со стрелами, потому что они этому не обучены. Есть дистрикты, предрасположенные к обращению с оружием, как, например, седьмой, где даже дети знают, как срубить дерево так, чтобы не повредить соседнее, но их соседи из 8-го, где изготовляют текстиль, не знают как обращаться с чем-то, кроме веретена или, что более вероятно, конвейера на фабрике.
8. Когда трибут попадает в Капитолий, у него есть четыре дня на то, чтобы худо-бедно ознакомиться хотя бы с одним видом оружия, или обзавестись полезными связями - но не с трибутами. Связь с трибутами ничего не даст, кроме ножа в спину. Самые полезные связи в Голодных играх, это связи со стилистами, спонсорами и, более всего, с собственным ментором.
♦ Связь с ментором.
Знакомство с победителями предыдущих Игр.
1. Первое, что стоит знать о менторах трибуту это то, что он - не просто один из жителей малонаселённой Деревни Победителей в его дистрикте, но ещё и победитель прошлых Игр, со всеми вытекающими из этого последствиями.
2. Вне зависимости от того, какой человек предстаёт перед трибутом при знакомстве со своим наставником, ему стоит усвоить один факт - перед ним находится единственный человек, который действительно может дать ему шанс на спасение.
3. Большинство менторов являются менторами не первый год, особенно если это - менторы из бедных дистриктов вроде Двенадцатого, где шансы на победу трибута в Голодных играх стремятся к нулю.
4. Те же самые менторы, вполне возможно, не захотят иметь дело со своими подопечными - большинство из этих подопечных всё равно оказываются неспособными на выживание, и легче выполнить свой долг перед Капитолием и сводить трибута на тренировки и объяснить ему главное правило Голодных игр ("постарайся выжить"), чем действительно к нему привязываться.
5. Но один раз из ста, и не чаще, ментор решит, что его трибут на что-то способен, и решит помочь ему. Главная помощь будет заключаться в разработке стратегии и завоевании спонсоров. Спонсоры - вторые лучшие друзья любого трибута, потому что именно они смогут доставить ему на Арену необходимые вещи, будь то еда, оружие, или что-то, напоминающее о доме.
6. Трибут не должен забывать о том, что связь с ментором может стать его спасением, и поэтому каждый из трибутов старается найти с ментором общий язык - будь то вежливость, умение сходиться с людьми или попросту бутылка с алкоголем. Кроме ментора трибуту не поможет уже никто.
III. Голодные Игры.
♦ Да пребудет с вами удача.
Шансы трибута на выживание или статистика Голодных игр.
1. После того, как прозвучал обратный отсчёт, и голос ведущего Игр объявил о начале шоу, всегда происходит две вещи. Первая: шоу начинается. Вторая: за несколько часов после начала шоу, на Арене становится как минимум на треть меньше трибутов.
2. Печальный факт состоит в том, что в первоначальной Бойне у Рога Изобилия погибает от тридцати до пятидесяти процентов трибутов вне зависимости от уровня их подготовки и количества их спонсоров. В погоне за оружием и рюкзаками с припасами все шансы ненадолго уравниваются.
3. Но самый главный факт об Играх, который стоит помнить каждому - это игры на выживание. Вернее, это игры на выбывание, потому что к концу Голодных игр в живых останется только один участник, в случае Квартальной Бойни - один из сорока восьми. И чтобы убедиться в том, чтобы это произошло именно так, у Игр есть несколько простых механизмов.
4. Тематика арены. Вряд ли фоном для битвы насмерть станет Страна чудес, но даже если это вдруг окажется так, будьте уверены - она не такая чудесная, как кажется на первый взгляд. У Распорядителей игр всегда есть пара десятков неприятных сюрпризов для трибутов, которые сделают так, что в живых из них останется только один.
5. Сами трибуты ни перед чем не остановятся, чтобы стать победителями. В один момент партнёры по дистрикту могут обернуться друг против друга, потому что каждый из них знает, что вдвоём они выжить не смогут.
6. Профи. Само их существование дают случайному зрителю хорошее представление о том, насколько честны правила игры. Потому что в отличие от остальных трибутов, они знают, как обращаться с оружием, и испачкать его в чужой крови - это большая честь и дорога к славе.
7. Дайсы. Так называется независимая система случайного подсчёта, которая будет использоваться в 50-х голодных играх Распорядителями, чтобы убедиться в том, что ход игр будет непредвзятым, и мастерские персонажи находятся на одной ступени с остальными.
8. И, наконец, удача. Если вы стали трибутом Голодных игр, есть вероятность того, что удача уже повернулась к вам спиной.
♦ Профи.
Трибуты Первого, Второго и Четвёртого дистриктов. Менталитет стаи.
1. Ни для кого не является секретом то, что именно Профи чаще всего становятся победителями Голодных игр. Но мало кто задумывается о том, что это не только потому, что они умеют обращаться с оружием.
2. Трибут-профи чаще всего движим не столько идеей славы, сколько воспитанием. Они лучше других знают о том, что такое страх поражения, и именно этот страх движет ими, а не обещание золотых гор.
3. Несмотря на то, что Первый и Второй дистрикты считаются наиболее приближенными к Капитолию, их трибутов невозможно спутать друг с другом. Если Первый дистрикт является чем-то вроде питомца Капитолия, пушистого белого кота на злодейских коленях, то Второй дистрикт готовит не только камни для построек в столице Панема, но и его военную мощь в лице миротворцев.
4. Вопреки распространённому заблуждению, главным способом выживания профи на Арене является не грубая сила, а менталитет стаи. В начале Игр трибуты-профи сбиваются в одну группу, и вместе идут против остальных, чтобы затем, когда число трибутов их усилиями уменьшилось, и только затем, обернуться друг против друга.
5. Система ценностей у трибутов-профи выстроена совершенно иначе, чем у обычного человека. На самом верху стоят не они, а их дистрикт, и его честь. Понятия чести для профи является самым главным двигателем, и именно оно затмевает собой трудность убийства.
6. С профи почти невозможно заключить союз, не происходя из профи-дистрикта, но если трибут обладает особыми умениями и талантами, которые могут представлять собой ценность для стаи профи, они могут сделать исключение.
♦ Альянсы.
Последний, но немаловажный вопрос о том, стоит ли доверять на Арене кому-либо, кроме себя.
1. Альянсы являются крайне заманчивой перспективой для любого трибута, который оказался вдали от дома и может быть совсем не против обзавестись напарником на Арене, но, как было сказано раньше, единственной по-настоящему необходимой связью для трибута является связь со своим ментором. Более того, в большинстве случаев менторы советуют подопечным не заключать преждевременных союзов, и прежде всего следить за ситуацией в игре.
2. Этот совет берёт свои причины в том простом факте, что подавляющее большинство эффективных союзов заключаются не до начала Игр, а ближе к середине, когда трибут успел показать свои способности к выживанию на деле, а не на словах. Какой смысл заключать союз с кем-то, кто может не пережить первоначальной бойни?
3. Ещё одна немаловажная статистика: ещё большее количество альянсов к концу игр меняют свой состав или распадаются вовсе. В большинстве своём потому, что в союзе трибут оказывается в самом уязвимом положении - за историю Голодных игр печально высокое количество альянсов были расторгнуты в тот же момент, когда один союзник всаживал нож в спину другого, или милосердно перерезал ему горло во сне. По этой причине трибуты не доверяют друг другу, и, помня, что первоначальной целью в Играх является выживание, а не заведение друзей, следуют совету своего ментора и участвуют в играх по одиночке.
4. Союзы между трибутами из разных дистриктов не заключаются почти никогда, а если и заключаются, то ближе к концу игр, когда трибутов остаётся мало.
5. Романтические отношения на Арене всегда являются увлекательным зрелищем для капитолийских зрителей, но в них кроется ещё одна печальная статистика - Распорядители игр очень любят силой растравливать образовавшиеся на Арене парочки. А чаще всего это и без их вмешательства является не большей игрой, чем альянсы. Любой победитель ответит на вопрос о доверии ожидаемо: доверять стоит только себе.
6. В книгах союз девушки и юноши из одного дистрикта был для зрителей в новинку, и этот пассаж из канона кажется слишком правдоподобным, чтобы упускать его из внимания. Обеспокоенные собственной шкурой, трибуты вряд ли будут искать на Арене свою вторую половинку, особенно если помнить о том, что Голодных играх всегда выживает только один.
© специально для hungergames.rusff.me